Новости
19 ноября 2017, 16:39

От паровоза до «Сапсана»

Девятого ноября все желающие смогли посетить передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД», который был расположен на первом пути железнодорожной станции Шадринск. Основными посетителями необычного поезда стали школьники, которые смогли познакомиться с моделями старинных и современных поездов и узнать интересные факты из истории железнодорожного сообщения в нашей стране.

   Нужно отметить, что российские железные дороги занимают лидирующие позиции в мире наряду с магистралями Китая и США по объему перевозок и протяженности железнодорожных линий. А началось все с поездов на паровой тяге, появившиеся в XIX веке. Самый первый русский паровоз был построен крепостными, отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Он мог перевозить всего три вагонетки массой 3,3 тонны. Курсировал этот паровоз от каменоломни до завода, и мог развивать максимальную скорость 16 километров в час.

  К началу Великой Отечественной войны страна уже имела достаточно развитую сеть железнодорожного сообщения и мощный парк паровозов. Именно неприхотливость (топили паровозы дровами, углем, а были случаи, что и сушеной рыбой), простота в ремонте и надежность позволили им внести огромный вклад в создание Победы над фашистами. Враг нанес железнодорожному транспорту нашей страны огромный ущерб: было разрушено 65 тысяч километров пути, что составляло почти половину от общей протяженности. Повреждено или взорвано 414 больших, 1532 средних и 10688 малых мостов, 4100 станций, 1600 водонапорных башен, 317 паровозных депо, 129 заводов по ремонту подвижного состава, выведено из строя около 428 тысяч вагонов. За годы войны фашистская авиация совершила 19863 налета на советские железнодорожные объекты. Из 54 железных дорог страны выведено из строя 26, восьми дорогам нанесен урон. Уничтожено 2436 вокзалов.

   В эпоху Советского Союза самым массовым паровозом был паровоз серии «Э». Выпускался он в послевоенное время с 1945 по 1955 год, за это время было выпущено 4199 экземпляров. Скорость этого паровоза уже достигала 80 километров в час. Ввиду низкой экономичности постройка паровозов в нашей стране с 1956 г. прекращена.

   Современный темп жизни диктует изменения и в совершенствовании поездов. Высокоскоростной электропоезд «Сапсан», курсирующий по направлению «Москва — Санкт-Петербург», имеет эксплуатационную скорость 250 километров в час, а максимально это чудо техники может разгоняться до 350. Ежедневно отправляется десять таких рейсов.

   Количество видов современных поездов и вагонов поражает — имеются и поезда-лаборатории, выявляющие неисправности путей, и двухэтажные вагоны, и поезда, курсирующие только в Москве до аэропорта и обратно, который называется аэроэкспресс и многие другие. Кстати, с ноября этого года запущены двухэтажные аэроэкспрессы, осуществляющие перевозку пассажиров по маршруту «Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово». Грузовые поезда не отстают от пассажирских по уровню развития. Современные «грузовики» могут перевозить грузы от шести до шестнадцати с половиной тысяч тонн, и выпускаются они в Брянске, Воронеже и Верхней Пышме.

   Без поезда невозможно себе представить метрополитен, московский, например, в 2015 году отметил уже 80 лет. Современные технологии широко используются в инфраструктуре российских железных дорог, экологизация процессов также присутствует. Так, на крыше железнодорожного вокзала в Анапе расположены солнечные батареи, которые накапливают солнечную энергию днем и преобразуют ее в электрическую ночью. Также разработаны специальные панели, которые устанавливаются вдоль путей. Эти панели не только защищают от шума, но и поглощают вибрацию и пыль. В качестве эксперимента пробовали создать шпалы их вторичного сырья — чтобы создать двухметровую шпалу, потребовалось 1200 пластиковых бутылок. Но пока эта технология в стадии тестирования и испытания.

Оксана ЗАДОРИНА, фото автора.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg